Использование современных технологий по ХЭР в практике работы с детьми раннего возраста
12 декабря 2024
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.
Каждый ребёнок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля. От того, каким будет первый шаг в изобразительное искусство, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус.
Процесс художественной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с воспитателем, родителем и другими детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развивается самостоятельность, инициативность, общительность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам.
Способность к художественной деятельности формируется постепенно и становится важным средством самовыражения и развития ребёнка.
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в дошкольном образовании направлены на выполнение задач ФГОС ДО. Они помогают развить интерес к различным видам изобразительной деятельности:
совершенствовать умение рисовать, лепить, делать аппликации;
воспитывают эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства, желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Для выполнения задач по художественной деятельности в группе раннего возраста применяются следующие современные педагогические технологии:
- 1. Наблюдение - оно лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности. Наблюдения в природе и ближайшем окружении: за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, одуванчиками на тропинке, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Зелёными листочками на деревьях, домами, машинами, красивыми осенними листьями, дождем, первым снегом, птицами у кормушки и другие. Они обогащают представления малышей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняют зрительные впечатления.
- Нетрадиционные техники рисования
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- рисование ватными палочками
- оттиск печатками из овощей
- печать поролоном
- пластилинография - представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. (Основной материал — пластилин.)
- рисование на муке, манке, песке
- рисование песком
- граттаж (пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)
Нетрадиционные техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.
- Игровая технология - в дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем мире. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях. Игра является у дошкольников ведущим видом деятельности. Игры на прогулке - дети с удовольствием играют в песке, рисуют палочкой на мокром песке, делают отпечатки ладошек. Игры с формочками, и простые постройки: норки, домики, дорожки — помогают малышам познать свойства песка, развивают творчество и воображение. Зимой подобные игры можно проводить со снегом — делать следы, дорожки, стоить горки, тоннели, лепить снежки и разные фигурки.
- Технология исследовательской деятельности (экспериментирование) - творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям. Кинетический песок – это просто находка для ознакомления малышей с художественной деятельностью. Мы начинаем знакомство с песком с обследовательской деятельности – дети трогают его, мнут, отрывают кусочки, оставляют на песке отпечатки пальчиков и ладошек. Кинетический песок для детей – это не просто игрушка, а прекрасная возможность развития творческих способностей, фантазии.
Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические - гуашь, акварель, карандаш, фломастер и неклассические художественные техники - рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка.
Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.